Лесной кодекс Беларуси будет подкорректирован. На прошлой неделе законопроект «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Республики Беларусь» приняли в первом чтении на заседании депутаты Палаты представителей.  Документ для обсуждения парламентариям представили заместитель председателя Постоянной комиссии палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Наталья Климович и член комиссии Николай Рассоха.
Пересмотреть статьи Лесного кодекса, действующего с начала 2017 года, лесоводов вынудили экстремальные погодные условия последних лет: уменьшение количества осадков, понижение грунтовых вод, длительные засушливые периоды и ураганные ветры, всё активнее сказывающиеся на устойчивости белорусского леса. Достаточно только отметить, что, по данным Министерства лесного хозяйства, в результате урагана, прошедшего по территории Беларуси в июле 2016 года, было уничтожено 16,5 тыс. гектаров здоровых насаждений с объемом древесины до 5 млн куб. метров. В 2017 году лесное хозяйство страны столкнулось с еще более серьезной проблемой — размножением вредителей и усыханием хвойных насаждений. В результате чего потребовалось провести сплошные санитарные рубки 25 тыс. га сосновых и 5 тыс. га еловых насаждений.
По словам начальника управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства Николая Юревича, несмотря на то что Лесной кодекс, принятый в 2017-м, уже доказал свою состоятельность, негативные климатические явления потребовали принятия неотложных организационных мер и совершенствования важнейшего для лесного хозяйства документа. В комментарии «БЛГ» Николай Юревич рассказал о наиболее важных и принципиальных изменениях:
— Среди основных задач этого законопроекта — упрощение порядка проведения лесохозяйственных мероприятий и повышение эффективности ведения лесного хозяйства. Проектом закона уточняются определения терминов «лесохозяйственные мероприятия», «рубки главного пользования», «прочие рубки» и «участок лесного фонда».
Термин «прочие рубки», например, предусматривается расширить, включив в него рубки малоценных лесных насаж­дений для заготовки древесины в топливно-энергетических целях. Так, с учетом обращений субъектов хозяйствования и граждан предлагается дать возможность проводить такие рубки в тех же сероольховых насаждениях для дополнительного вовлечения древесных ресурсов для использования в виде древесного топлива. К этому же термину предложено отнести рубки леса при расчистке участков лесного фонда для строительства и содержания лесных питомников, лесосеменных плантаций, селекционно-генетических объектов. Данная норма необходима для выполнения работ по строительству новых питомников и лесных плантаций и поддержания порядка на существующих объектах.
Упрощается разрешительный механизм по проведению рубок леса, не запроектированных лесоустроительным проектом. Таким образом, для оперативной ликвидации последствий стихийных бедствий юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, предлагается дать возможность назначать и проводить рубки на участках лесного фонда, не запроектированные лесоустроительным проектом. Так, значительно упростится механизм заготовки древесины для нужд отопления, ликвидации последствий стихийных бедствий путем отпуска древесины на корню прочим лесопользователям.
Расширяется круг лиц, участвующих в лесовосстановлении. Так, изменения затронут пункт 5 статьи 28 кодекса. В итоге для развития рынка услуг по лесовосстановлению и лесоразведению, привлечения к выполнению этих мероприятий широкого круга общественности проектом закона предлагается исключить ограничение на проведения этих лесохозяйственных мероприятий только юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство. Тем самым право участвовать в проведении таких мероприятий предоставляется любым лицам, в том числе и на основании гражданско-правового договора на оказание услуг по проведению лесохозяйственных мероприятий и лесопользованию.
Будут откорректированы сроки выписки разрешительных документов на проведение рубок леса. Практика правоприменения показала, что перечень случаев, когда разрешительный документ выписывается в течение месяца после начала рубки, а не до ее начала, необходимо расширить. При выдаче разрешительного документа не всегда представляется возможным определить объем вырубаемой древесины и место вырубки. Например, при проведении научно-исследовательских, поисковых, геологоразведочных и иных работ. Таким образом, проектом закона в пункте 4 статьи 40 Лесного кодекса предлагается расширить перечень случаев, когда выдача разрешительного документа осуществляется в течение месяца после начала рубки в целях определения более точного объема вырубаемой древесины (сегодня два случая, которые связаны с ликвидацией ЧС и пожаров).
Упрощение порядка обмера заготовленной древесины. Проектом закона предлагается в случаях, когда древесина вывозится лесопользователем на промежуточный лесопромышленный склад, указанный в технологической карте, проводить обмер заготовленной древесины на этих складах. В случае, когда заготовленная древесина отправляется с лесосеки потребителю, обмер предлагается осуществлять непосредственно на лесосеке.
Расширят виды побочного лесопользования для ремесленной деятельности. В целях обеспечение сырьем ремесленников и упрощения процедуры оформления  заготовки веток лещины и других кустарников для изготовления различных предметов ремесленниками предлагается отнести вид деятельности по заготовке таких лесных ресурсов к виду побочного лесопользования.
В целях обеспечения охраны и создания условий для увеличения поголовья глухарей и тетеревов предусмотрена норма о запрете на проведение сплошных рубок главного пользования, а также других видов рубок главного пользования на выделенных в соответствии с охотоустроительной документацией участках лесного фонда, в границах которых находятся глухариные и тетеревиные тока, а также 300-метровой полосе вокруг них (за исключением принятия научно обоснованных мер для предотвращения зарастания этих участков).
Проектом закона предусмотрено изменение перечня случаев перерасчета расчетной лесосеки, сроков таких перерасчетов, утверждения и введения в действие расчетной лесосеки в связи с изменением климата и участившимися случаями засухи, ураганных ветров и других неблагоприятных факторов воздействия на лес с последующей его гибелью.
К тому же проектом закона предусматривается корректировка ряда норм, направленных на обеспечение внутренней согласованности норм кодекса, исключения дублирующих норм, а также приведение кодекса в соответствие с принятыми в последнее время законодательными актами.
В целом новые подходы в законе позволят максимально быстро адаптироваться к складывающимся условиям и послужат дополнительным импульсом развития отрасли. Поэтому теперь главная задача — оперативно принять изменения в Лесной кодекс, обучить специалистов для работы в новых условиях, когда он будет принят во втором чтении.
В заключение отметим, что законопроект «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Республики Беларусь» был разработан парламентариями с учетом мнения всех заинтересованных сторон. Депутаты неоднократно встречались с работниками лесхозов и ГПЛХО, обсуждали проблемные вопросы и необходимость совершенствования Лесного кодекса. Также документ был вынесен на общественное обсуждение, принять участие в котором смогли все желающие. Ожидается, что второе чтение проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Республики Беларусь» состоится ближайшей осенью.