С 20 августа по 30 сентября 2023 года разрешается охота на лося, оленя благородного и лань, взрослых самцов, селекционных животных любого пола и возраста. Охота проводится в течение суток, ружейным способом из засады, с подхода. Разрешенными орудиями для добычи являются нарезное охотничье оружие с дульной энергией пули свыше 3000 джоулей, гладкоствольное охотничье оружие с использованием патронов, снаряженных пулей, охотничьи луки и арбалеты.

Данная охота связана с началом периода размножения (гоном) оленьих, и проводится, как правило, с подманиванием самцов (на вабу).

В конце января 2024 года вступит в силу обновленный Лесной кодекс. Главный для отрасли документ был подписан в 2015-м. В 2018, 2021 и 2022 годах в него вносились изменения. Нынешние уже четвертые по счету. Вызваны назревшей необходимостью дальнейшей корректировки законодательства с учетом системного подхода и практических нюансов. Отдельные пункты откорректированы по поручению Президента. О чем идет речь и какой эффект ожидают от обновленного кодекса, газета «Рэспубліка» узнала у первого заместителя министра лесного хозяйства Александра Драгуна. 

Новшества для населения: проще, ближе, по силам

— Александр Николаевич, что в результате принятия обновленного Лесного кодекса поменяется в первую очередь для граждан? 

— Я бы выделил три основных момента, которые их наверняка заинтересуют. Во-первых, упрощена процедура заготовки декоративных растений гражданами для последующего озеленения населенных пунктов, приусадебных участков, других объектов. Ранее Президент обращал внимание на то, что у людей должна быть возможность взять в лесу бесплатно несколько деревьев или кустарников, чтобы украсить свой двор. И мы такую возможность предусмотрели в новой редакции Лесного кодекса. При этом есть оговорка, что делать так уже следующей весной люди смогут в местах, определенных юрлицами, ведущими лесное хозяйство.

Проще говоря, предварительно стоит сообщить о своем желании в лесхоз или лесничество, они укажут место, где можно выкопать бесплатно несколько деревьев.

Процедура согласования будет неспроста — надо обязательно учесть нагрузку на территорию лесного фонда, процент допустимого изъятия. Потому эти 

участки будут меняться, чтобы не навредить экосистеме. Если сразу выделить два-три участка в районе, кому-то окажется далеко ехать, скажем, 50 километров ради пары березок. Поэтому будем исходить из поступающих обращений и стараться оперативно подбирать места, где разрешена заготовка дикорастущих растений, рядом с местом проживания человека. Просим сразу понять: сделать так на территории заказников, нацпарков, особо охраняемых территорий, даже если они видны из окна, нельзя. При этом мы будем смотреть, чтобы новым правом не пользовались предприимчивые организации: опыт отслеживания использования древесных ресурсов у нас есть. 

Во-вторых, скорректирован порядок продления ордеров на отпуск древесины на корню. Например, вы в лесничестве выписали ордер на заготовку леса на три месяца, но за это время не успели взять нужный объем. Скажем, помешала распутица или болезнь. Сейчас за продлением ордера необходимо ехать в лесхоз, а до райцентра порой несколько десятков километров. Такой вариант не всегда удобен сельчанам, порой затратен. Потому мы говорим: в будущем продлить документ можно будет в лесничестве. 

В-третьих, уточнили, какие обязанности у граждан при обнаружении пожаров. Они все так же должны сообщить в лесхоз или МЧС. А еще оказывать посильную помощь при тушении. В чем она выражается, каждый определит сам в зависимости от своего состояния, случая и готовности поучаствовать. Одному достаточно сориентировать должностных лиц государственной лесной охраны на местности, другой охотно возьмется подносить воду. Сейчас, к слову, по законодательству человек, обнаруживший в лесу возгорание, обязан принимать участие в тушении. Но мы понимаем, что это может быть ребенок, человек в возрасте или беременная женщина: нелогично привлекать их к напряженному и непростому процессу. При этом обращаю внимание: норма о том, что исполнительные и распорядительные органы могут вводить запреты и ограничения на посещение лесов из-за сложной пожароопасной обстановки, остается. Делается это для минимизации ущерба лесному фонду, а также для сохранения здоровья и имущества граждан. 

Одновременно из кодекса выводятся нюансы заготовки населением грибов и ягод — они будут вынесены в отдельное постановление министерства, чтобы мы могли их оперативно менять в случае необходимости. 

Охранять лес — четко и по правилам

— А каких изменений ждали работники лесного хозяйства? 

— Таких новшеств несколько. Одно из них касается повышения эффективности охраны лесов. Так, мы сегодня существенно расширили перечень полномочий и механизмов охраны леса с точки зрения выявления незаконных рубок, борьбы с лесными пожарами, захватами. И расширили перечень должностных лиц, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны. В частности, в структуру Минлесхоза входит Республиканский ландшафтный заказник «Налибокский» — получалось так, что его должностные лица, на которых возложены функции по охране этой территории, не относились к гослесохране и не могли в полной мере эффективно выполнять свои обязанности. Но скоро они будут людьми в форме с определенными полномочиями, защитой, правами. Станут носить форменную одежду и останавливать транспорт, задерживать браконьеров или других нарушителей для передачи или доставления органам, уполномоченным вести уголовное преследование или административный процесс в соответствии с их компетенцией. 

Мы значительно расширили и детализировали права лесной охраны, в частности четко прописали право на проведение полевых мероприятий — нахождения рейдовых групп в угодьях в любое время суток. В случае необходимости маскировки под обычных граждан наши специалисты вправе находиться без форменной одежды со скрытым нагрудным знаком. Уже сейчас наши должностные лица используют в том числе видео- и фоторегистраторы, устройства для ксерокопирования и сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений.

Для предотвращения нападений, включая вооруженные, прописали механизм защиты — возможности применять физическую силу, оружие и спецсредства, например газовые баллончики, наручники, а также спецсредства для остановки машин. Отмечу, что право на ношение оружия и остановки транспорта законодательно у нас было и раньше. Просто эти нормы были разбросаны в других документах, мы их собрали в один, имеющий большую юридическую силу, чтобы в одном месте и наши работники, и граждане могли ознакомиться. Например, в ПДД сегодня говорится, что должностные лица государственной лесной охраны могут останавливать транспортные средства для проверки документов, на основании которых возникает право природопользования: вдруг перевозится незаконно добытый трофей или срубленное дерево. При этом в темное время суток вне населенного пункта рядом с нашими проверяющими должно находиться транспортное средство оперативного назначения с включенным маячком. Но нигде не было указано, какого цвета маячок, прописали, что синего. 

Что касается права на ношение оружия, то и здесь ничего нового нет. Так, уже сейчас в рамках эксперимента в каждом лесхозе созданы секторы по охране леса. Задача специалистов этих секторов — инженера по охране леса, инженера по охотничьему хозяйству, мастеров леса — выявлять нарушения и пресекать их. При выезде на полевые мероприятия они будут получать оружие в органах внутренних дел, чтобы в первую очередь защитить себя и предупредить желание оказать сопротивление, навредить нашим людям. Граждане могут спокойно собирать грибы и ягоды — с оружием по лесу каждый день просто так никто ходить не станет. Это будут точечные случаи и специалисты, определенные министерством. 

О вреде — понятно

— Насколько знаю, изменились и подходы к определению причиненного лесам вреда — какие новшества здесь?

— Очень много спорных вопросов было насчет того, когда причинен вред окружающей среде в результате незаконных рубок, например. Во многих случаях денежная ответственность налагалась на наших работников, лесхозы и порой была несоизмерима, на наш взгляд, нарушению. Сегодня мы вместе с учеными четко сформулировали, что является причиненным вредом. Скажем, срубили деревья на территории заповедника, где это делать нельзя, — однозначно будет вред. Но если было процедурное нарушение, один документ неправильно оформили, то это станет нарушением без начисления сумм вреда. Список случаев максимально детализирован, установлены таксы. 

Или взять, например, заготовку березового сока. Сейчас выписывается лесной билет, в котором указывается объем. Но сколько сока вытечет, зависит от погоды. Порой по концу сезона расчеты могли показать, что заготовили больше. Но это уже было нарушением и оборачивалось большими штрафами, которые превышали доход от реализации сока. Теперь вред будет причиненным, если сок заготовлен в запрещенном для этого месте или с деревьев, которые не подлежали подсочке. 

Категорично к категориям

— Дополнительные полномочия появились у исполнительных и распорядительных органов — относить леса к категориям и переводить из одной в другую. Зачем это сделано?

— Возникали инциденты, когда, например, решением местных исполкомов выделялась водоохранная зона возле реки, но решение о переводе леса в категорию защитных принимается только спустя месяцы «Белгослесом». При этом лесхоз может не получить решение исполкома и руководствоваться уже неактуальным проектом лесоустройства, начать вырубку — и получить за это штраф. Сейчас будет так: исполком изменил статус территории — станет автоматически менять и категорию лесов. Это будет записано в решении, а документ будет направляться в лесхоз. Последний станет руководствоваться в работе уже полученными бумагами.

Также скорректированы формулировки «вывозка древесины», «рубка промежуточного пользования», «уход за лесными насаждениями», «транспортировка». Термин «лесохозяйственные мероприятия» дополнен мероприятием по строительству, в том числе ремонту и реконструкции, содержании лесохозяйственных дорог и подъездных путей к ним. В список юрлиц, ведущих лесное хозяйство, добавлено Минприроды, которому передан под управление Полесский радиационно-экологический заповедник. 

— Какие ожидания от обновленного Лесного кодекса?

— Думаю, повысится эффективность и престиж работы лесной охраны. Упорядочим отдельные вопросы незаконных рубок, чтобы исключить необоснованное привлечение наших работников к излишней материальной ответственности по формальному признаку. Стремимся дать понятный правовой инструментарий, чтобы человек четко понимал, что его ждет за разные нарушения. Потому что мы одновременно являемся лесопользователями и охраняем лес — заинтересованы в повышении доступности законодательства и предотвращении тем самым ряда нарушений. Документ заработает уже меньше чем через полгода. Предстоит привести в соответствие с Лесным кодексом десятки нормативных правовых актов разного уровня. Процесс небыстрый, учесть предстоит немало нюансов. Но в конечном итоге работа в конкретных моментах лесной отрасли должна стать проще. 



КСТАТИ

На одного жителя у нас приходится свыше гектара леса. Кроме того, за последние 60 лет лесистость территории Беларуси увеличилась почти вдвое и на данный момент составляет 40,1 процента. По породному составу представлены в основном хвойные леса, которые занимают 59 процентов лесных территорий. Преобладающая порода — сосна, а средний возраст насаждений — 57 лет. Ежегодно в лесах системы Минлесхоза создается новых экомассивов по территории больше, чем площадь Минска. При этом в 98 процентах это хвойные деревца. Тренд последних лет — создание лесных культур с закрытой корневой системой. Если в 2016 году таких лесов было создано 2 тысячи гектаров, то уже в 2022-м их площадь возросла в три раза, до 6,6 тысячи гектаров. 

Источник: газета "Рэспубліка"

С 1 сентября 2023 г. в отрасли запланирован переход на электронные накладные при отгрузке круглых лесоматериалов

Готовность к этому шагу обсудили в Минлехозе на совещании, которое с руководством областных объединений и ряда лесхозов провел заместитель министра лесного хозяйства Владимир Креч

Переходу к электронному первичному учетному документу в отрасли предшествовал длительный подготовительный процесс. Для обмена  электронными накладными нужны дополнительные реквизиты  нехарактерные для бумажных аналогов: электронная  цифровая подпись, идентификационные коды покупателя и продавца (GLN-номер), идентификационные номера на каждый передаваемый товар (GTIN). Решив эти организационные моменты еще в июле прошлого года более десятка лесхозов начали отрабатывать механизм работы с электронными накладными при внутреннем перемещении круглых лесоматериалов. И подтвердили, что технически это возможно. Поэтому в оставшееся до 1 сентября время будет проведена   техническая дошлифовка выбранного алгоритма.

Для перехода на электронные накладные ряд требований есть и к покупателям. Каждый из контрагентов должен быть подключен к системе электронного обмена данными (EDI), иметь ключ электронной цифровой подписи ЭЦП и иметь   GLN – международный идентификационный номер организации, состоящий из 13 цифр. Поэтому все покупатели круглых лесоматериалов о переходе лесхозов на работу с электронными накладными были уведомлены заранее.

Как отмечают в Минлесхозе, отгрузка круглых лесоматериалов по уже действующим договорам будет вестись как оговорено, а вот контракты, которые будут заключаться после 1 сентября, получат  дополнительный пункт об использовании электронной накладной.

Заместитель министра Владимир Креч призывает к пониманию неизбежности такой трансформации: «Сегодня, когда отрасль идет в цифровизацию, когда  ЕГАИС стала  просто неотъемлемой частью нашей работы, оставаться на уровне бумажных носителей, как минимум неправильно. Разработав и внедрив  ЕГАИС  мы, по сути,  создали каркас, на который теперь не просто  можно, а нужно наращивать другие  элементы общей системы автоматизации и цифровизации. И электронные накладные -- всего лишь  один  из этих элементов». 

Современные технологичные котлы на пеллетах позволяют обеспечивать теплоснабжение индивидуального жилого дома в гораздо более удобном виде: экологичность, удаленное управление и автоматизированный процесс подачи пеллеты и поддержания температуры на определенном уровне. Видя такие преимущества все большее число физических лиц для отопления жилых домов используют гранулы.

Как известно, физические лица по топливным книжкам до внесения изменений в постановление Правительства могли приобретать для отопления жилых индивидуальных домов по фиксированным ценам топливные брикеты, кусковой торф, дрова и уголь.

Министерство лесного хозяйства выступило инициатором по расширению этого списка путем включения в него гранул древесных топливных (пеллет). Правительством такая инициатива была поддержана, что в последующем отражено в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28 июля 2023 года № 491 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 ноября 2012 г. № 1028».

Внесенные изменения требуют от юридических лиц реализовывать физическим лицам гранулы древесные топливные (пеллеты) по более низким, т.е. фиксированным ценам при предъявлении ими топливной книжки, в которой вносятся соответствующие записи.

Средняя теплотворная способность одной тонны пеллет сопоставима с теплотворной способностью 2,5 плотных кубических метров дров.

Предельная норма отпуска на одно домовладение в календарном году гранул древесных топливных (пеллет) по фиксированным ценам составляет 2 тонны. Такой вид топлива может отпускаться населению в возвратной таре (хапрах) весом одна тонна либо насыпью в тару потребителя согласно его заявке.

Данный вид продукции можно приобрести в девятнадцати лесхозах (где имеются пеллетные производства), а также на пятнадцати торговых площадках торговой сети «Лесной домик» (адреса и телефоны по ссылке) по фиксированным ценам с 1 сентября этого года (с момента вступления в силу постановления Правительства).

В целях привлечения внимания общественности к необходимости бережного отношения к лесу, а также усиления роли средств массовой информации к формированию положительного имиджа лесной отрасли Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь в период с 10 июля по 04 сентября 2023 года ПРОВОДИТСЯ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС на лучшее освещение в средствах массовой информации и социальных сетях лесной тематики и деятельности Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь.

Первый этап (областной) пройдет с 10 июля 2023 года по 14 августа 2023 года.

Приглашаем принять участие в конкурсе средства массовой информации и блогеров.

Положение о республиканском творческом конкурсе на лучшее освещение в средствах массовой информации и социальных сетях лесной тематики и деятельности Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь

 

Обновленный Лесной кодекс вступит в силу в январе 2024 г. - Президент подписал соответствующий Закон

Президент подписал Закон "Об изменении Лесного кодекса Республики Беларусь".

Документ предусматривает сразу несколько важнейших изменений:

  • наделение местных исполнительных и распорядительных органов полномочиями на отнесение лесов к категориям и (или) перевод из одной категории в другую;

  • уточнение перечня полномочий должностных лиц, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, направленных на совершенствование работы должностных лиц государственной лесной охраны, в том числе и на проведение мероприятий по недопущению фактов причинения вреда лесам;

  • выполнение поручений Главы государства, в части упрощения нормы, позволяющей гражданам осуществлять изъятие путем выкапывания дикорастущих растений для использования в озеленении земельных участков, предоставленных гражданам для целей, предусмотренных законодательством об охране и использовании земель;

  • установление перечня нарушений, за совершение которых вред, причиненный окружающей среде, в результате незаконной рубки считается причиненным.

          К примеру, Законом расширяется перечень должностных лиц, относящихся к государственной лесной охране: работники государственных природоохранных учреждений, подчиненных республиканскому органу государственного управления по лесному хозяйству, т.е. РЛЗ "Налибокский" и пресс-секретарь Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь. 
          При выполнении служебных обязанностей должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, обязаны носить форменную одежду со знаками различия, а также иметь при себе и предъявлять по требованию служебное удостоверение. Должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, при проведении полевых мероприятий в случае необходимости маскировки под обычных граждан имеют право находиться без форменной одежды со скрытым нагрудным знаком. 

Уточняются также и полномочия должностных лиц, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны. Законом закрепляется, что должностные лица гослесохраны: 

  • проводят полевые мероприятия в целях оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в области охраны и использования диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства (в арендуемых и переданных в безвозмездное пользование рыболовных угодьях), древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений на территории лесного фонда, его защиты и воспроизводства;

  • используют технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений;

  • используют транспортные средства специального (оперативного) назначения, оборудованные специальной световой (проблесковые маячки синего цвета) и звуковой сигнализацией;

  • в ходе проведения мероприятий по охране и защите лесов имеют право останавливать транспортные средства;

  • осуществляют задержание лиц, совершивших преступление или административное правонарушение, для передачи (доставления) органам, уполномоченным осуществлять уголовное преследование или вести административный процесс в соответствии с их компетенцией;

  • осуществляют проверку документов на право использования объектов растительного и животного мира на территории лесного фонда, в том числе на дорогах общего пользования, проходящих через лесной фонд, на лесных дорогах, осуществления рыболовства (в арендуемых рыболовных угодьях) и охоты, осуществления лесопользования, а также документов, удостоверяющих личность граждан, при наличии фактов, указывающих на совершение ими преступлений или административных правонарушений;

  • направляют материалы полевых мероприятий государственным органам, иным юридическим лицам для рассмотрения по компетенции и принятия мер реагирования;

  • используют носимые видеорегистраторы в порядке, установленном республиканским органом государственного управления по лесному хозяйству.

Законом также уточняется понятие вреда, причиненного лесам в результате незаконной рубки. В частности, это: 

  • рубка, изъятие, удаление древесно-кустарниковой растительности без разрешительного документа (лесорубочного билета, ордера);

  • рубка, изъятие, удаление древесно-кустарниковой растительности по разрешительному документу, выданному в нарушение ограничений и запретов, установленных статьей 19 Лесного Кодекса;

  • рубка, изъятие, удаление древесно-кустарниковой растительности, подлежащей сохранению при назначении и проведении санитарных оздоровительных мероприятий;

  • рубка, изъятие, удаление древесно-кустарниковой растительности в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, выделенных в местах нахождения глухариных токов, а также в 300-метровой полосе вокруг них, при проведении рубок главного пользования, а также в период с 1 марта по 15 июля рубок промежуточного пользования и прочих рубок (за исключением проведения сплошных санитарных рубок, выборочных санитарных рубок в хвойных насаждениях в очагах стволовых вредителей и болезней лесов — корневой губки и опенка);

  • рубка, изъятие, удаление насаждений, не достигших возраста рубок леса, при проведении рубок главного пользования.

Иные нарушения законодательства об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране окружающей среды не влекут вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконной рубки.

Также документом уточняется, что вред считается причиненным лесам при установлении факта заготовки древесного сока в запрещенных местах и (или) с деревьев, не подлежащих подсочке. 

Закон предусматривает и ряд иных новшеств, направленных на повышение эффективности ведения лесного хозяйства. Обновленный Лесной кодекс заработает в январе 2024 г. 

Пресс-служба Минлесхоза

Сегодня в лесхозе проходит единый день информирования. Тематика дня информирования «Демографическая безопасность – основа развития общества  и государства. Систематическая работа по благоустройству городов и населенных пунктов Минской области – залог комфортной и безопасной жизни граждан. Способы и методы совершения  киберпреступности на территории Борисовского района».

2

1

По состоянию на 14.07.2023 в лесном фонде Минского ГПЛХО произошло 113 лесных пожаров и загораний на общей площади 15,9 га.

Сложная, в пожароопасном отношении, обстановка сохранится и ближайшие выходные дни. В соответствии с требованиями решений местных исполнительных и распорядительных органов на всей территории Минской области действует ограничение на посещение лесов. При ограничении на посещение лесов запрещается въезд на территорию лесного фонда транспортных средств (посещение лесов не ограничивается).

За нарушение требований пожарной безопасности в лесах и решений местных исполнительных и распорядительных органов о запрете (ограничении) на посещение лесов в соответствии со статьей 16.21 КоАП Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 12 базовых величин.

При обнаружении лесного пожара необходимо немедленно передать информацию работникам государственной лесной охраны или в районные подразделения МЧС по телефону 101.

 

Наша торговая площадка под бнредом "Лесной домик" открылась недавно и ждёт своих покупателей. Торговый павильон расположен по адресу г. Минск ул. Тимирязево 118 т. +375(44)-722-55-55 А1 - 7880

1

2

3

5