карта

Коллектив лесхоза принял участия в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Независимости Республики Беларусь, 74-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.

1

2

3

4

5

6

Съемки документального фильма о борьбе с усыханием сосновых насаждений в Беларуси — на финишной прямой. Долгожданную премьеру лесоводы смогут увидеть уже этой осенью. А пока объективы видеокамер продолжают фиксировать будни лесоводов, занятых ликвидацией биологического пожара. Под прицелом — вся технологическая цепочка: от выявления поврежденных  вершинным короедом сосен до их вырубки и реализации. 

На прошлой неделе активную фазу разработки усыхающих сосновых насаждений съемочная группа фильма застала в Речицком опытном лесхозе. Мегабайты будущего фильма запечатлели здесь как ручную, так и механизированную заготовку пораженной короедом древесины. В фокусе также тяжелый труд лесоводов, а всё внимание сконцентрировано на комментариях специалистов, непосредственно занятых решением проблемы. По словам Евгения Раинчика, исполнительного продюсера компании «Медиакуб», которая занимается производством фильма, чтобы снять красочную и яркую видеоленту, команда проекта использует много разной дополнительной техники. Видеооператоры работают с необычных ракурсов и стараются не упустить детали. 

График прямых телефонных линий, проводимых в июле 2018 года Министром лесного хозяйства и его заместителями во исполнение подпункта 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23.03.2015135
 
ФИО, должность

Дата

проведения

Время

проведения

Номер

телефона

КУЛИК

Александр Антонович Первый заместитель Министра лесного хозяйства

07.07.2018

14.07.2018

21.07.2018

9:00-12:00 200 46 05
ДЕМЬЯНИК Леонид Юрьевич заместитель Министра лесного хозяйства 28.07.2018 9:00-12:00 200 46 09

Лесной кодекс Беларуси будет подкорректирован. На прошлой неделе законопроект «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Республики Беларусь» приняли в первом чтении на заседании депутаты Палаты представителей.  Документ для обсуждения парламентариям представили заместитель председателя Постоянной комиссии палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Наталья Климович и член комиссии Николай Рассоха.
Пересмотреть статьи Лесного кодекса, действующего с начала 2017 года, лесоводов вынудили экстремальные погодные условия последних лет: уменьшение количества осадков, понижение грунтовых вод, длительные засушливые периоды и ураганные ветры, всё активнее сказывающиеся на устойчивости белорусского леса. Достаточно только отметить, что, по данным Министерства лесного хозяйства, в результате урагана, прошедшего по территории Беларуси в июле 2016 года, было уничтожено 16,5 тыс. гектаров здоровых насаждений с объемом древесины до 5 млн куб. метров. В 2017 году лесное хозяйство страны столкнулось с еще более серьезной проблемой — размножением вредителей и усыханием хвойных насаждений. В результате чего потребовалось провести сплошные санитарные рубки 25 тыс. га сосновых и 5 тыс. га еловых насаждений.
По словам начальника управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства Николая Юревича, несмотря на то что Лесной кодекс, принятый в 2017-м, уже доказал свою состоятельность, негативные климатические явления потребовали принятия неотложных организационных мер и совершенствования важнейшего для лесного хозяйства документа. В комментарии «БЛГ» Николай Юревич рассказал о наиболее важных и принципиальных изменениях:
— Среди основных задач этого законопроекта — упрощение порядка проведения лесохозяйственных мероприятий и повышение эффективности ведения лесного хозяйства. Проектом закона уточняются определения терминов «лесохозяйственные мероприятия», «рубки главного пользования», «прочие рубки» и «участок лесного фонда».
Термин «прочие рубки», например, предусматривается расширить, включив в него рубки малоценных лесных насаж­дений для заготовки древесины в топливно-энергетических целях. Так, с учетом обращений субъектов хозяйствования и граждан предлагается дать возможность проводить такие рубки в тех же сероольховых насаждениях для дополнительного вовлечения древесных ресурсов для использования в виде древесного топлива. К этому же термину предложено отнести рубки леса при расчистке участков лесного фонда для строительства и содержания лесных питомников, лесосеменных плантаций, селекционно-генетических объектов. Данная норма необходима для выполнения работ по строительству новых питомников и лесных плантаций и поддержания порядка на существующих объектах.
Упрощается разрешительный механизм по проведению рубок леса, не запроектированных лесоустроительным проектом. Таким образом, для оперативной ликвидации последствий стихийных бедствий юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, предлагается дать возможность назначать и проводить рубки на участках лесного фонда, не запроектированные лесоустроительным проектом. Так, значительно упростится механизм заготовки древесины для нужд отопления, ликвидации последствий стихийных бедствий путем отпуска древесины на корню прочим лесопользователям.
Расширяется круг лиц, участвующих в лесовосстановлении. Так, изменения затронут пункт 5 статьи 28 кодекса. В итоге для развития рынка услуг по лесовосстановлению и лесоразведению, привлечения к выполнению этих мероприятий широкого круга общественности проектом закона предлагается исключить ограничение на проведения этих лесохозяйственных мероприятий только юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство. Тем самым право участвовать в проведении таких мероприятий предоставляется любым лицам, в том числе и на основании гражданско-правового договора на оказание услуг по проведению лесохозяйственных мероприятий и лесопользованию.
Будут откорректированы сроки выписки разрешительных документов на проведение рубок леса. Практика правоприменения показала, что перечень случаев, когда разрешительный документ выписывается в течение месяца после начала рубки, а не до ее начала, необходимо расширить. При выдаче разрешительного документа не всегда представляется возможным определить объем вырубаемой древесины и место вырубки. Например, при проведении научно-исследовательских, поисковых, геологоразведочных и иных работ. Таким образом, проектом закона в пункте 4 статьи 40 Лесного кодекса предлагается расширить перечень случаев, когда выдача разрешительного документа осуществляется в течение месяца после начала рубки в целях определения более точного объема вырубаемой древесины (сегодня два случая, которые связаны с ликвидацией ЧС и пожаров).
Упрощение порядка обмера заготовленной древесины. Проектом закона предлагается в случаях, когда древесина вывозится лесопользователем на промежуточный лесопромышленный склад, указанный в технологической карте, проводить обмер заготовленной древесины на этих складах. В случае, когда заготовленная древесина отправляется с лесосеки потребителю, обмер предлагается осуществлять непосредственно на лесосеке.
Расширят виды побочного лесопользования для ремесленной деятельности. В целях обеспечение сырьем ремесленников и упрощения процедуры оформления  заготовки веток лещины и других кустарников для изготовления различных предметов ремесленниками предлагается отнести вид деятельности по заготовке таких лесных ресурсов к виду побочного лесопользования.
В целях обеспечения охраны и создания условий для увеличения поголовья глухарей и тетеревов предусмотрена норма о запрете на проведение сплошных рубок главного пользования, а также других видов рубок главного пользования на выделенных в соответствии с охотоустроительной документацией участках лесного фонда, в границах которых находятся глухариные и тетеревиные тока, а также 300-метровой полосе вокруг них (за исключением принятия научно обоснованных мер для предотвращения зарастания этих участков).
Проектом закона предусмотрено изменение перечня случаев перерасчета расчетной лесосеки, сроков таких перерасчетов, утверждения и введения в действие расчетной лесосеки в связи с изменением климата и участившимися случаями засухи, ураганных ветров и других неблагоприятных факторов воздействия на лес с последующей его гибелью.
К тому же проектом закона предусматривается корректировка ряда норм, направленных на обеспечение внутренней согласованности норм кодекса, исключения дублирующих норм, а также приведение кодекса в соответствие с принятыми в последнее время законодательными актами.
В целом новые подходы в законе позволят максимально быстро адаптироваться к складывающимся условиям и послужат дополнительным импульсом развития отрасли. Поэтому теперь главная задача — оперативно принять изменения в Лесной кодекс, обучить специалистов для работы в новых условиях, когда он будет принят во втором чтении.
В заключение отметим, что законопроект «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Республики Беларусь» был разработан парламентариями с учетом мнения всех заинтересованных сторон. Депутаты неоднократно встречались с работниками лесхозов и ГПЛХО, обсуждали проблемные вопросы и необходимость совершенствования Лесного кодекса. Также документ был вынесен на общественное обсуждение, принять участие в котором смогли все желающие. Ожидается, что второе чтение проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Республики Беларусь» состоится ближайшей осенью.

В Минской области борются с энтомовредителями леса, которые способны уничтожить тысячи гектаров леса... 

просмотр видио

Соглашение о сотрудничестве в области образования в сфере лесного хозяйства подписали Республиканский центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства и Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан. Целью документа является взаимодействие сторон по принятию согласованных мер в области дополнительного образования взрослых в части профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки работников лесного хозяйства.

Соглашение состоит из 15 пунктов. Среди основных направлений взаимодействия – совместная разработка типовых образовательных программ и нормативных правовых актов, осуществление информационного обмена в области профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки работников лесного хозяйства, участие в профильных республиканских и международных конгрессах, семинарах, конференциях, симпозиумах.

Также в документе отмечено, что «стороны изучают возможность применения дистанционного обучения в научных и образовательных учреждениях, предоставляющих услуги профессиональной подготовки (обучения), повышения квалификации и переподготовки работников лесного хозяйства».

Отметим, что подписание Соглашения стало возможным после официального визита делегации Республики Башкортостан в Республику Беларусь в апреле этого года. Тогда руководитель лесной отрасли Башкортостана ознакомился с деятельностью учреждения дополнительного образования. В ходе визита состоялся также обмен мнениями о состоянии и путях совершенствования образовательного процесса по обучению специалистов лесного хозяйства и лесозаготовительного производства, подготовке машинистов трелевочных (лесозаготовительных) машин. Обсудили стороны и перспективы дальнейшего развития двусторонних отношений в области образовательных и лесных технологий, а также обучения преподавательского состава.

СПРАВОЧНО

Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «Республиканский центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства» было создано приказом Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь в 2001 году. Ежегодно в учебном центре и его филиалах (г.п. Бешенковичи и г. Мозырь) обучается около трех тысяч слушателей. Учреждение работает по трем основным направлениям: повышению квалификации (руководящих работников и специалистов), подготовке и переподготовке рабочих кадров. Услуги центра востребованы как среди белорусских, так и среди иностранных специалистов.

В Палате Представителей Республики Беларусь состоялись первые чтения проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Республики Беларусь». Документ для обсуждения представили заместитель председателя Постоянной комиссии палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Наталья Климович и член комиссии Николай Рассоха. 

Как уже сообщалось ранее, законопроект был подготовлен в связи с необходимостью совершенствования норм Лесного кодекса с учетом практики ведения лесного хозяйства. Среди основных задач документа - упрощение порядка проведения лесохозяйственных мероприятий и повышение эффективности ведения лесного хозяйства.

В частности, в Лесной кодекс вносятся изменения, касающиеся оснований выдачи разрешительных документов, случаев и срока их выдачи; предоставления участков лесного фонда в аренду для заготовки древесины юридическим лицам, которые производят продукцию деревообработки и реализуют инвестиционные проекты, отвечающие критериям, установленным Правительством Республики Беларусь; уточнения сроков окупаемости инвестиционных проектов с учетом изменений, которые вносятся в бизнес-планы этих проектов в соответствии с законодательством.

Проектом Закона также предусмотрено изменение перечня случаев перерасчета расчетной лесосеки, сроков таких перерасчетов, утверждения и введения в действие расчетной лесосеки в связи с изменением климата и участившимися случаями засухи, ураганных ветров и других неблагоприятных факторов воздействия на лес с последующей его гибелью. Конкретизируются и механизмы обмера заготовленной древесины, учета и вывозки продукции на промежуточные лесопромышленные склады, указанные в технологической карте, и потребителям. Упрощается разрешительный механизм по проведению рубок леса, не запроектированных лесоустроительным проектом, а также расширяется круг лиц, участвующих в лесовосстановлении.

Отметим, что законопроект «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Республики Беларусь» был разработан парламентариями с учетом мнения всех заинтересованных сторон. Неоднократно депутаты встречались с работниками лесхозов и ГПЛХО, обсуждали проблемные вопросы и необходимость совершенствования Лесного кодекса. Также документ был вынесен на общественное обсуждение, принять участие в котором смогли все желающие. 

Ожидается, что вторые чтения проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Республики Беларусь» состоятся осенью.

Более подробную информацию о состоявшемся заседании, читайте на официальном сайте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Белорусские лесоводы приняли участие в обсуждении проблем лесовосстановления и лесоразведения на территории Центрального федерального округа России. Это стало возможным в рамках официального визита делегации Гомельского государственного производственного лесохозяйственного объединения в Курскую область. 

В ходе проведения специализированного семинара-совещания генеральный директор Гомельского ГПЛХО Юрий  Липский поделился с российскими коллегами опытом ведения лесного хозяйства в Республике Беларусь на примере Гомельской области. Лесоводы Беларуси и России подробно обсудили проблему короедного усыхания сосны, а также вопросы лесовосстановления и лесоразведения.

Кроме того, делегация Гомельского ГПЛХО посетила Рыльское лесничество, где ознакомилась с различными объектами, благоустройством территории, цехом переработки древесины, ПХС и теплицами. Хозяева также показали объекты, где были проведены лесовосстановительные работы — лесные культуры и насаждения искусственного происхождения разных возрастов. 

Как сообщили в Гомельском ГПЛХО, итогом визита белорусской делегации в Курскую область России стало достижение договоренности об участии лесохозяйственных учреждений области в межрегиональной универсальной оптово-розничной выставке «Курская Коренская ярмарка — 2019», где предприятия и организации различных сфер деятельности представляют свои экспозиции и товары. Ожидается, что в рамках проведения форума гомельчане смогут презентовать возможности охотничьих хозяйств области, а также выставить свой посадочный материал. 
семинар курск.jpg

Министр лесного хозяйства Виталий Дрожжа посещает сегодня Гродненскую область. Руководитель отрасли проводит день информирования в ГЛХУ "Сморгонский опытный лесхоз". Темой выездного мероприятия стали "Природные ресурсы и их рациональное использование в Республике Беларусь". Об актуальности проблематики говорят только следующие факты: 

  • ежегодно из недр Земли извлекается около 100 млрд. тонн полезных ископаемых;
  • треть земли на планете сильно деградирует, а плодородная почва ежегодно теряется в размере 24 млрд. тонн;
  • уничтожена почти половина лесов, некогда покрывавших планету;
  • стремительно утрачивается биоразнообразие;
  • быстро истощаются подземные воды;
  • на Земле скопились сотни миллиардов тонн промышленных отходов. 

Стоит отметить, что  политика Республики Беларусь в области охраны окружающей среды направлена на улучшение качества жизни и условий труда граждан, рациональное использование и охрану природных ресурсов, разработку и внедрение в практику ”зеленых“ технологий. При этом особое внимание уделяется лесному хозяйству. 

Следует понимать, что лес – это не только источник возобновляемых сырьевых ресурсов, но и важный природоохранный фактор. Леса выполняют водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и другие функции. Около 40% территории Беларуси занято лесами.

В 2015 году принят новый Лесной кодекс Республики Беларусь, в котором предусмотрен ряд изменений в ведении хозяйственной деятельности: 

  • установлен приоритет лесовосстановления над лесопользованием;

  • значительно усилены требования по охране лесов (введены запреты на складирование снега, содержащего песчано-солевые смеси и противогололедные реагенты, мойку транспортных средств, устройство летних лагерей для сельскохозяйственных животных и размещение скотомогильников, складирование удобрений, загрязнение лесов сточными водами, химическими и иными веществами, а также размещение отходов);

  • изменена классификация лесов в зависимости от выполняемых ими функций (введены 4 категории: природоохранные, рекреационно-оздоровительные, защитные и эксплуатационные леса);

  • стимулируется развитие рынка лесных услуг.

Организациями Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь активно внедряется международный опыт ведения лесного хозяйства (прежде всего, на примере Финляндии). А дальнейшая реализация государственной экологической политики в Республике Беларусь предусматривает реализацию до 2030 года мероприятий по увеличению лесистости территории страны с 39,4% в 2013 году до 41%.

Ожидается, что в рамках проведения дня информирования министр лесного хозяйства Виталий Дрожжа ознакомится также с социально-экономическим развитием лесохозяйственного учреждения. 

Подготовлено пресс-службой Министерства лесного хозяйства с использованием материалов Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь